blowup_summer

 


2005 год от Рождества Христова

январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30

Публикации [19.09.2005]  ФотоМагазин (сентябрьский)

  Фотомагазин

Обнаружился очередной журнал, с некоторой, любопытной информацией:

Разворот стр. 128-129

Разворот стр. 130-131

Разворот стр. 132-133

Разворот стр. 132-133

Оригинал:

ВЕСЬ ЭТОТ РОК-Н-РОЛЛ

– Как давно Вы начали снимать рок-музыкантов и их концерты?
– Началось с того, что я ещё в 1983 году, когда служил в армии, впервые, (в Монголии) услышал записи «Аквариума», а когда вернулся домой, сразу попал на концерты ленинградского рок-клуба, – «Алиса», «Аквариум», «Кино», «ДДТ», – всё это оказалось настолько круто, что я увлёкся и начал снимать. В 1985 году. Вот уже 20 лет, как я связался с рок-н-роллом, и до сих пор меня не покидает чувство глубокой неудовлетворённости собственной работой и всем тем, что сделано в этом жанре остальными.

Почему?
– Потому что наш советский рок-н-ролл в масштабе мировой рок-культуры – явление достаточно вторичное, если же говорить о фотографии рок-н-ролла, то она вторична тем более. Фотография лишь сопутствует этому виду человеческой деятельности, она – часть гигантской машины под названием промоушен. Снимки для оформления музыкальных дисков тоже вторичны, – они работают на имидж группы, раскрутку брэнда, – создание образа, по-русски говоря.

– Съёмка рок-н-ролла обладает особыми, специфическими сложностями?
– На съёмках рок-концертов возникают сложности исключительно творческого характера. Поначалу ты не знаешь нюансов, особенностей работы музыкантов на сцене, – а их поведение часто непредсказуемо, и в этом главная сложность! – но с каждым новым концертом, каждой концертной съёмкой вырабатывается опыт. Всё можно освоить. Условно говоря, через год ты уже очень хорошо ориентируешься в подобных вещах, а года через полтора тебе всё это надоедает, потому что ты заранее знаешь, что будет происходить на каждом концерте.
Другая сложность – взаимоотношения с музыкантами: чем известнее становится группа, тем сложнее общаться. И тем, естественно, менее интересно с этими музыкантами работать. Неизбежная закономерность.

– Звёздная болезнь?
– Совсем нет. Просто у человека, попавшего в машину шоу-бизнеса, возникает масса внутренних проблем, его окружают всякие непонятные люди, которые сопутствуют этой деятельности и совершают какие-то странные поступки… Жить в такой среде становится тяжелее. Кроме того, возрастает количество концертов, – в шоу-бизнесе всё поставлено на поток. Репетиции, фотосессии, съёмки, концерты, гастроли, – работа, работа, работа. И вдруг наступает момент, когда ты понимаешь, что тебе уже не настолько интересно, чтобы тратить на это время. Поэтому сейчас рок-н-ролл я почти не снимаю. За исключением коммерческой работы по оформлению дисков. Но чтобы самому пойти на концерт поснимать – нет.

– При съёмке концертов проблемой становится недостаток освещения. Со вспышкой, как известно, художественная фотография не делается, – как же Вы справлялись?
– А куда деваться? Без вспышки не обойтись. Эта проблема возникала не только у меня, но и у других фотографов. Мы мастерили какие-то самодельные конструкции, чтобы применять не только «лобовой» свет, но и общий, старались высветить большую часть пространства. Но позже от наших затей пришлось оказаться, потому что они оказались слишком сложными для непредсказуемого сценического действа. На концертах «Алисы» осветителями работали мои друзья, поэтому я знал, какие будут происходить перемены со светом. Позже, когда выработался профессионализм и совершенно наплевательское отношение – не к своей работе, а к строгим, жёстким канонам, – я понял, что смогу решать любые технические проблемы.
Теперь при цифровых технологиях с недостатком освещения справиться гораздо легче, да и свет на концертах теперь иной, – современное оснащение сцены не порождает таких проблем. Это раньше над площадкой висели три убогие рампы (лампы, рампа-это совсем другое), – вот тебе и всё световое оформление.

– Что главное в рок-н-ролльной фотографии? Какой снимок в этом жанре Вы назвали бы удачным?
– Хороший снимок несёт в себе энергетику. Вот идут годы, а я открываю альбом, просматриваю и понимаю, что энергетика никуда не делась, она есть. Либо нет ничего.

– В чём заключается эта энергетика? Что о ней надо знать фотографу? Как её передать?
– Исходит от музыканта энергия или нет, – это очень сложно объяснить словами, можно только почувствовать. На моей памяти три абсолютно гениальных концерта «Алисы» – просто крыша съезжала! И непонятно, отчего вдруг один концерт получался классным, а другой пустым. Никто специально не готовился. Это возникало спонтанно: шла какая-то энергетическая волна – потрясающее чувство… Рок-н-ролл предполагает действие, его невозможно слушать, сидя в мягких креслах концертного зала, – эта музыка вызывает адекватную отдачу публики. Часто энергетика концерта завораживала меня настолько, что, увлекаясь, я снимал автоматически.

– После неудачного, кислого концерта могли получиться интересные фотографии?
– Анализируя свою работу, я не перестаю удивляться парадоксам. Иногда совершенно потрясающий концерт, редкий по музыке и атмосфере, на плёнке получался скучным и вялым, а какое-то заурядное шоу, наоборот, после проявки вдруг выдавало невиданную энергетику.

– В чём отличие рок-н-ролльной съёмки от других фотографических жанров?
– Съёмка рок-н-ролла принципиально отличается от съёмки натюрморта, например…
– Хорошо. Тогда что общего между рок-н-роллом и другими видами съёмки?
– Иногда всё это снимается одним фотоаппаратом. Но всегда проходит через один и тот же глаз и обрабатывается в одном и том же мозгу. Остальное зависит от поставленных задач.

– Какие задачи Вы ставили перед собой, снимая рок-концерты?
– Заказов по рок-н-роллу почти не было никаких, – значит, не было и чётких задач. Возникали собственные идеи, которые хотелось воплотить: снять и посмотреть, получилось или нет. Я не сотрудничал тогда ни с какими издательствами, поэтому не тяготился чувством ответственности: получилось – здорово, нет – и не надо. Всё, что (чем) я снимал, было моим, – плёнка, фотоаппарат, идеи и проблемы.
– Случалось, чтобы Вы как фотограф растерялись и не знали, как снимать на концерте?
– Только не с рок-н-роллом. Однажды друг пригласил меня на концерт Кшиштофа Пендерецкого: «Поснимай, – это великий человек! Круто!». Я слушал его тогда впервые, запомнил на всю жизнь, но на концерте совершенно не представлял, что мне делать. И правда растерялся, не въезжал ни в музыку, ни в то, что происходит. Где я нахожусь? Что я вообще тут делаю? Было и такое…

– Расскажите про оформление обложек пластинок и CD. Кто предлагает идею? В чём заключается участие фотографа? Например, на Западе уверены, что 70% успеха музыкального альбома зависит от его оформления.
– В те времена, когда у нас выпускались виниловые пластинки с дырками, совсем не это определяло успех. Главное, чтобы альбом вышел! Первые рок-клубовские пластинки раскупались «на ура»: наверное, их покупали бы, даже если б они выходили совсем без обложек! Здесь кроется ещё одна из причин неудовлетворённости моей работой, – ведь тогда, в середине 1980-х, обложка большого значения не имела. Хотя я, конечно, старался все пластинки оформить хорошо. Видел образцы, к которым хотелось стремиться. Помню, какое сильное впечатление произвели на меня обложки «Led Zeppelin» позднего периода, особенно альбома «Вход через выход»/«In Through The Out Door». В одинаковых запечатанных конвертах скрывались четыре разных варианта обложки, и покупатель не знал, какой вариант ему попадётся! На обложке не было даже логотипа группы, – его просто некуда было поставить, – настолько стильной и законченной по форме была картинка. Классно! Да и музыка фантастическая. (Это гораздо позже я узнал, что это был чисто промоушенский ход хитрожопого Пейджа – Фаны были вынуждены покупать для коллекции все варианты)
Первым моим опытом оформления рок-альбома стал диск «Блокада». Правда, другой вариант обложки, который нравился мне гораздо больше, забраковала фирма грамзаписи «Мелодия», выпускавшая пластинку. Сказали: «Что это за намёки? Готический шрифт – не надо! Крысы? Нахуй!»

Обложка БЛОКАДЫ

Вместо кроваво-красного сделали цвет разбавленной марганцовки, – ерунда получилась. Но это была первая серьёзная работа. Идею оформления концертного двойника «Шабаш» предложил Кинчев. А сейчас я работаю с группой «Чиж»: сам придумываю концепцию оформления, мы вместе с Сергеем Чиграковым её обсуждаем, дорабатываем и останавливаемся на варианте, который я потом отшлифовываю.

(В тот момент, когда бралось интервью мы работали над сольным альбомом Чижа ГАЙДНОМ БУДУ! Главная идея-то исходила от него: Слушай, Валер, хотелось бы диск посвятить проституткам. Что-нибудь в этом духе.
А какие у нас в жопу проститутки? Деньги всё равно на водку и закусь. А с подругами и блядями-то проблем не было. В общем, надо было что-то делать, посвящённое нашим замечательным женщинам. Сделали несколько вариантов. В итоге получилась  такая вот картинка:

Обложка Гайдном Буду!
Разворот

Очень нетрадиционный, «грязный вариант», и говна от народа получили в обе руки. А мне это до сих пор очень нравиться, да и сам альбом чертовски хорош).

Сегодня существует проблема, которая касается не только обложек CD, но и общего положения дел. Пройдите по Петербургу и посмотрите, как немыслимо много висит рекламы и сколько в ней безвкусицы. Современное оформление обложек CD в фотографическом плане представляет собой такое же убогое зрелище. Ведь продаётся не хорошее оформление, а имя исполнителя как раскрученный брэнд. Требования заказчиков сейчас изменились, поэтому многие замечательные фотографы, работавшие раньше над оформлением дисков, оставили это дело. И не потому, что их вытеснили конкуренты, – просто стало неинтересно работать. Заказчики хотят видеть не глубокую концептуальную вещь, а красивую картинку, которая заинтересует покупателя. Сейчас же главное – продать материал, а серьёзные концепции плохо продаются на рынке…

СЕТИ ПАУТИНЫ

– Значит, рок-н-ролльная тема зашла в тупик? Да и есть ли, что снимать? Рок-н-ролл, как известно, мёртв: правда, когда лет 20 назад БГ пел об этом, он слегка лукавил, а вот сегодня…
– Ничего подобного! И сегодня возникают молодые, интересные команды. Так было, есть и будет. Можно, конечно, по-стариковски поворчать «вот, мол, в наше время и группы были лучше, и сахар слаще» – чушь полная! Сейчас, как и в прежние времена, живут талантливые люди. Можно рассуждать о том, повезло или не повезло Виктору Цою, что именно так сложилась его судьба: произошёл стремительный и фантастический взлёт – после работы в кочегарке он стал звездой. Но он этого заслужил: песни были отличные, они и теперь не устарели. Я уверен, что сегодня тоже есть музыканты, способные заинтересовать собой массы людей. Это, во-первых.
Во-вторых, если говорить о моих фотографиях, то именно сейчас, когда создан богатый архив, самое время создать галерею в Интернете – по-моему, оптимальная форма продолжения деятельности. Правда, это требует больших временных затрат и таких же денежных вложений, потому что дело связано с техникой. Надо отобрать изображения, отсканировать и скомпоновать их так, чтобы всё выглядело не быстро нашлёпанной халтурой, а полноценным материалом, который теперь даже историческую ценность представляет в некотором роде.

– Однажды Вы сказали, что выставки в галереях предполагают сложный и дорогостоящий монтаж, а потому требуют очень тщательного отбора, а в Интернете многие вывешивают всё подряд. Раз уж речь зашла о всемирной паутине, – почему так происходит?
– По-моему, каждый человек сам для себя определяет уровень качества, на котором он работает. Если автор печатал плохие фотографии для выставочных залов, – такие же плохие он будет вывешивать в Интернете, а тому, кто тщательно работает над каждым изображением, не важно, где выставляться – в музее или виртуальном пространстве.
Пока я, к сожалению, не видел ни одного связанного с рок-н-роллом сайта, который порадовал бы меня в фотографическом отношении. Есть замечательный сайт www.rock-n-roll.ru, но там мало фотографий, – он информационный, а не фотографический: новости, сведения о концертах, ссылки на сайты разных групп. Ещё в 1995 году, когда по компьютерным меркам у нас шёл каменный век, я увидел проект так и неосуществлённого, но потенциально мощного сайта о группе «Doors». Недавно снова его просматривал на CD и получил огромное удовольствие: настолько вкусно, здорово и интересно всё сделано, а главное – не устарело за годы. Маленький осколок виртуальной реальности, где можно и музыку послушать, и видео с фотографиями посмотреть, и почерпнуть массу информации о группе. К такому сайту можно возвращаться через год и через десять лет, если, конечно, человеку интересна эта группа. Есть к чему стремиться, когда перед глазами такие примеры! Сам я уже несколько лет работаю над формированием личного сайта. Вложив в него столько сил, – причём, имея массу уже обработанного материла, – только через год работы я определил для себя концепцию сайта, – как он должен выглядеть. К тому же я очень острожен в этом вопросе: сначала показываю первый вариант друзьям, чтобы они проверили его на своих компьютерах, потом принимаю корректировки от дизайнеров. Долгая, но интересная работа.

– В чём заключается концепция Вашего личного сайта?
– Я работаю в разных направлениях – художественная фотография и съёмка моды, натюрморты и отдельная большая тема – питерский рок. Кстати, рок-н-ролл интересует меня не больше остальных видов съёмки. Кроме того, я делаю сугубо коммерческую фотографию для рекламы, для календарей – достаточно стандартные цветные слайды, но их тоже надо выставлять, потому что на сайт заходят разные люди. Словом, есть несколько направлений моей работы, и важно выстроить концепцию так, чтобы самому не запутаться и не запутать посетителей сайта. Но ещё важнее – достичь разнообразия: чтобы в одной теме не было похожих снимков, повторяющихся сюжетов, и чтобы все направления принципиально отличались по стилю и подходу к съёмке. (Взгляните на фотографии, опубликованные в рубрике «Интервью» ФМ № 9’03, – и вам откроется совершенно иной Потапов: будто снимки сделаны другим человеком. – Прим. ред.) Тщательный отбор – вот та самая рутинная работа, которой очень интересно заниматься. Сейчас на моём сайте www.potapov.net  есть рок-н-ролльный раздел www.alisafoto.ru о группе «Алиса» и посвящённом ей фотоальбоме, но меня не покидает идея создания собственного рок-н-ролльного сайта.

– И каким он Вам видится?
– Я работал приблизительно с 20 группами, – значит, это уже 20 разделов. В каждом – портреты, концерты и оформление музыкальных альбомов. Плюс съёмка неформальных концертов, когда собирались музыканты разных групп и выступали смешанными составами. Например, гитаристы «ДДТ» играли с барабанщиком «Алисы», – забавные концерты получались. Правда, подобные снимки интересны только тем, кто знает персонажей и считывает информацию по лицам, – для остальных потребуется объяснительный текст.

– Значит, снимки, запечатлевшие не слишком известных людей, имеют ценность не для всех?
– Знаете, я заметил, что для большинства людей фотографии, где изображены не они, вообще никакой ценности не представляют. Им нравятся только собственные портреты и портреты любимых людей, – как правило, собственного ребёнка, в лучшем случае Элвиса Прэсли или другого кумира. Лишь немногие интересуются фотографией в той концепции, в которой работает, например, определённый автор. И последняя группа людей весьма ограничена.

– В чём для Вас заключается ценность рок-н-ролльных снимков? В том, что они запечатлели атмосферу 1980-х, дух времени, ушедших людей – Виктора Цоя, Дюшу Романова?
– Любой снимок, – даже если сфотографировать сейчас кафе, в котором мы сидим, – запечатлеет нынешнее время. Каждый кадр имеет внешнее и внутреннее содержание, и совсем необязательно в нём должен присутствовать знаменитый человек, – не это делает фотографию ценной. Человек, грамотно читающий изображение, будет наслаждаться деталями, нюансами, – рассматривать, какие в этом кафе стояли столы и стулья, какими были вешалки и номерки в гардеробе, какую одежду носили люди. Какой была жизнь в 2005 году?
Что касается тех, кого нет в живых, то я снимал многих, не только музыкантов, – Арсения и Андрея Тарковских, Иосифа Хейфеца и Динару Асанову, – но после их смерти портреты не стали лучше с фотографической точки зрения. В этом случае меняется наше отношение к фотографии, но не сама фотография. Да, эти люди умерли, – все мы когда-нибудь умрём…

– Не будем об этом, расскажите лучше, в чём заключается Ваша цифровая обработка снимков, – цветокоррекция, кадрирование, фотошоп? Почему Вы снимаете на цвет, а отпечатки выводите почти монохромными? Каким способом достигается вирирование?

Здесь Лилия Ященко, корреспондент, весьма настойчиво попросила поподробней и попонятней осветить эту тему, так как это и интересует в первую очередь читателей ФОТОМАГАЗИНА

 

Итак, Специально для ФОТОМАГАЗИНА и очень коротко:
На чём акцентировать внимание при переходе на цифровые технологии (пишу в порядке значимости):
      

1.  Иметь желание

   2. Знать компьютер.

В школе мы учились читать и писать. Кое-кто научился. И достаточно складно владеет языком.
Дальше, применительно к читателям ФОТОМАГАЗИНА - учились фотографировать. Проявители, ванночки-хуяночки, увеличитель на унитазе, проявление первого снимка, негативы-позитивы, интерес к чужим снимкам – а как это сделано???, лучше, чем у меня? Разговоры о проявителях-бумагах  (Хвала Цифровой Фотографии!!! Она избавила меня от совершенно задолбавшего  вопроса – каким проявителем я пользуюсь)
Ну так вот, теперь базис – компьютер.
В принципе, совершенно всё равно, PC или Mac, всё равно каким цветом он у Вас выкрашен.
Раньше, после того, как Вы проявили негатив, и убедились в его качестве и вложили в архив, появлялось чувство уверенности в его сохранности. Что в любой момент можно достать его и пропечатать всё, что нужно.
Вы знали, сколько времени на это уходит (и сколько денег),   и привыкли к этому временному ( и денежному) пространству.
И вдруг, после появления цифровой камеры этот баланс нарушается.  Денег выкладывается больше, времени уходит больше, а результат – цифровой файл(нули и единицы), который может потеряться и на компьютере, и стереться с карточки, и после записи не читаться на CD или DVD. Типа полная жопа.
Поэтому под фразой знания компьютера предполагается достаточно времяёмкий процесс его освоения и понимания принципа работы. То есть не мгновенное повышение своего статуса фотографа, работающего с новыми технологиями, а с точностью до наоборот, - переход в позицию ученика, высунувшего язык, осторожно жмущего кнопки клавиатуры.
Только истратив некоторое время (зависящее от способностей) появится та самая  уверенность в своих действиях, которая была раньше.

Только после этого Вы не обосрётесь, вдруг не обнаружив в своих виртуальных папках крайне необходимого именно сейчас снимка, не будете вызывать «скорую» (для себя, а не для компьютера), после отказа системы и спокойно сможете работать с любым отснятым и заархивированным материалом. Только личный опыт подскажет, как надёжней хранить основу-основ, Ваш личный Архив – на СD, DVD,HD или каким-то ещё способом.

3.   Знать цифровую камеру.


Камеры стали сложнее, хоть производители и стараются  максимально их подогнать к привычным рефлексам фотографа, появилось множество новых и крайне необходимых (как теперь выяснилось) функций. Стало необходимо в своей собственной ( а не оперативной) памяти держать большее количество нюансов, дабы не облажаться на ответственной съёмке.
Выявляется некоторая закономерность: чем дороже и навороченнее  камера, тем большим идиотом перед ней себя чувствуешь.
Только хорошо зная цифровой фотоаппарат, можно работать быстро и качественно.
Зато пройдя эти этапы, появляется право порассуждать о мегапикселях, качестве камер и какого типа матрица лучше.

  1. Разобраться с программами.

Их много и они разные.
Если Вы абсолютно порядочный и абсолютно обеспеченный человек  рекомендую покупать лицензионные программы. (Гм… вообще-то встречается в природе такая комбинация?)
Для остальных: зайдя в магазин, и купив рублей за 100 только один диск Вы можете сэкономить от сотен, до тысяч условных единиц. Только вот далеко не каждый сообразит, что с этим богатством делать.
Рекомендую на сэкономленные деньги записаться и пройти специальные курсы по освоению интересующих Вас программ. Поможет ли не знаю, но время это займёт гораздо меньше, чем если вслепую будете по самоучителям их изучать.
Вот минимальный джентельменский набор:

ACDSee –    просмотровик, что бы сразу смотреть свои фотографии. Такого направления программ достаточно  много. Я попробовал все.   Этот лучший.
Portfolio-   программа каталогизации. Есть несколько подобных. Их не пробовал.
Photoshop – редактор графики. Лучший.
BreezeBrowser – просмотровик, но я его использую только для очень быстрого просмотра RAW-файлов. С этим он справляется замечательно.

Кроме этого, чисто фотографического направления будет необходимо знать ещё пару десятков программ, без которых  быстро работать невозможно.
Знание программ предоставит Вам максимальную свободу в воплощении самых волшебных и болезненных творческих амбиций и повод поговорить с друзьями – коллегами об их недостатках (программ, а не друзей), а так же давать интервью корреспондентам различных цифровых и фотографических изданий.

4. Разобраться с печатью работ.
  Здесь есть хорошая новость: работы можно вообще не печатать.
  Хуже Вы от этого не станете. Если Вы сделали хит, и запустили его в Интернет, то эту работу увидят миллионы.
  А тут уже  плохая новость: Вы с этого ничего не получите.
  И Вашу фамилию врятли  поставят в углу. И на улицах узнавать не будут.

Если в своей лаборатории с негативов можно пропечатывать форматные работы для выставок, то с цифровыми носителями ситуация другая: нужен очень качественный принтер. И желательно форматный.
Что мы имеем.
Классическая фотография: срок хранения в общем-то понятен. Материал благороден: бумага и эмульсия.  Ощущения, когда берёшь в руки качественную работу – на грани оргазма. Оплачивается хорошо. Музеи в коллекции берут охотно.

Цифровая фотография: срок хранения в общем-то непонятен. Фирмы - производители говорят о 100 или там 200 лет, но никакого резона им верить  у меня пока нет. Соответственно у галерей и музеев тоже.
Принтера, печатающего с цифровых носителей на фотографический материал с качеством, которое меня бы удовлетворило  полностью,   в Питере я не нашёл.
Струйный EPSON даёт фотографическое качество, но он очень капризный и надо тратить время, для того, чтобы добиться на выходе того, что хотите Вы, а не он.
И мест, где есть такой принтер и персонал  квалифицирован, и понимает, что он делает, мест таких пока очень мало.
Ну а небольшие фотографии вполне можно делать на тех бытовых принтерах, которыми сейчас забиты компьютерные магазины. На них же можно и проверить качество бумаг, выпускаемых для печати фотоизображений.

В общем, для того, чтобы хорошо напечатать хорошую работу, времени и сил уйдёт не меньше, чем в классическом варианте.
 А в итоге, на выходе, от продвинутого критика и любителя творческой фотографии  (после того, как сами расскажите ему технологию) можете получить фразу:  а… хуйня, фотошоп.

 

В дополнение.
 Ничего из старого оборудования не выбрасывать. Ибо через некоторое время Вы получите громадное наслаждение, напечатав старым способом только один снимок.

Да и не надо зацикливаться на компьютере! Просто какие-то технические приёмы выполнять с его помощью гораздо удобнее. И сколько бы мы с вами ни говорили о фотографии – цифровой или аналоговой, модной или рок-н-ролльной, – главная моя мысль будет не о том, что снимается, а о том, кто снимает. Я за авторскую фотографию в любых жанрах и направлениях. Чем, например, я ещё не занимался, так это подводной съёмкой, а хотелось бы, – такая тема замечательная, настоящий Клондайк!

– Ныряете с аквалангом?
– Было дело, – нырял и плавал. Только боюсь этим слишком сильно увлечься, как боялся увлечься компьютером. Долго не покупал компьютерное оборудование, потому что знал, что это затянет как в омут. Так и случилось.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

– Говорите, Вы снимали 20 рок-групп, – разве у нас есть столько?
– Начнём перечислять по алфавиту: Аквариум, Алиса, АукцЫон, Ау…

На этом разговор прервался: к нам подошла Юлия Неверова – стилист, которая сотрудничает с Валерием Потаповым, участвует в его студийных съёмках, в том числе с музыкантами, а значит, многое знает о работе фотографа.
– Если вы уже торопитесь на съёмку, то я заканчиваю традиционным вопросом: Валерий, о чём я Вас не спросила?

Юлия: О женщинах… А для какого издания интервью?
Валерий: Для ФОТОМАГАЗИНА. О женщинах, – а точнее, о фэшн-съёмке, – будет четвёртое интервью этому журналу, – это пока только второе.

– Юлия, что Вы как свидетель съёмочных будней можете сказать о фотографе Потапове?
Юля: Если Валерий придумывает личный проект, в который приглашает своих друзей и знакомых, то многие известные люди приходят и с удовольствием у него снимаются. Потапов каждый раз создаёт особую атмосферу на съёмке. Ведь рок-музыканты, особенно персоны широко известные, – это люди весьма специфического склада. Фотосессия для них – не самая приятная часть работы. Большинство откровенно не любит и не принимает студийную съёмку: одно дело, когда исполнителя фотографируют во время концерта, в момент работы на сцене, и совсем другое, когда ему приходится выступать в качестве фотомодели. Но фотограф Потапов способен создать такую атмосферу, что люди расслабляются, искренне и с удовольствием участвуют в процессе, – в результате получается качественная фотосессия.
Валерий: Кстати, интересным получился проект «Сайгон»…

– Про легендарное кафе?
Валерий: Нет, к кафе он не имел никакого отношения. В 2000 году один из моих друзей сказал, что исполняется 25 лет со дня взятия Сайгона вьетнамскими войсками и что это событие надо как-то отметить. Думали мы думали и придумали, – не на трезвую голову, конечно, – пригласить друзей и снимать их в американской военной каске. В результате выросла целая армия разных людей, в том числе рок-н-ролльных, пожелавших участвовать в проекте, – «Ночные снайперы», «Чиж» с Чернецким, Гаркуша. Только Кинчев отказался: «В русской каске буду сниматься, в американской – нет». Но проект получился рок-н-ролльным – и по концепции, и по составу участников.

     Из проекта Сайгон  Из проекта Сайгон  Из проекта Сайгон

– Юля, а как Потапов расслабляет людей? Что он для этого делает? Какими такими средствами достигает нужного результата?
Юлия: (пауза) Он ведёт себя естественно. Все люди, а творческие в особенности, чутко улавливают фальшь. Рок-н-ролльщики идут на контакт только с теми, кому доверяют, кому, – образно говоря, – могут сказать: «Мы с тобой одной крови». Вот Потапов на время съёмки становится с ними одной крови. Но, с другой стороны, он может стать «одной крови» и с моделями для фэшн-съёмки. В его поведении нет заносчивости, – «пафоса», как теперь говорят, – а этим, к сожалению, страдают многие современные фотографы. Возможно, так у них проявляется комплекс неполноценности. Значит, у Потапова нет комплекса неполноценности. На каждой его съёмке возникает абсолютно естественная, спокойная обстановка, поэтому участники расслабляются и ведут себя органично. Более того, новые люди после фотосессии становятся друзьями. Будто находят друг друга. Случалось, конечно, что люди «не совпадали». Но это происходило именно оттого, что они входили в студию вместе со своим пафосом, а с такими сложно работать. Они вообще никогда и ни с кем не бывают естественными, – просто по-другому не умеют общаться.
Валерий: Хорошо было бы со всеми оставаться друзьями. И это, наверное, самый важный из всех результатов. Знаете, чем помогла мне фотография в жизни? Главное – она дала мне массу друзей, в разных сферах, том числе в рок-н-ролле. Я стараюсь жить так, чтобы мне было интересно общаться с людьми, а им – со мной.

P.S.
Интервью двухлетней давности называлось «Мечты Потапова», хотя сам он сопротивлялся: «Звучит как мечты идиота». Совсем нет! Мечты Потапова прекрасны тем, что не остаются мечтами. Они воплощаются в реальности. Сначала он что-то придумывает, а потом делает тысячу мелких шагов, постепенно приближаясь к тому, что некогда было мечтой. Его сайт и фотокнига – тому подтверждение.
Работая над этим материалом, я не могла не отыскать свои сокровища университетских времён – первые винилы с песнями Гребенщикова, Цоя и Кинчева. Заново переслушала пластинки с теми самыми потаповскими обложками. Помню, как мы срывались в Питер на день-другой и скупали в Гостином Дворе эти плоды перестройки, выгребая из карманов стипендию. Эх, было время! Остались только воспоминания да фотографии, запечатлевшие любимых музыкантов, живых и мёртвых, а вместе с ними – мечты нашей юности и дух времени, ушедшего навсегда. Но – жив рок-н-ролл или нет – фотографии не устарели. Они хороши сами по себе. Быть может потому, что снимались для души?


на предыдущую________________на следующую


Сайт управляется системой uCoz